Недвижимость в Крыму: Как фотографировать недвижимость? Советы от топового фотографа Крыма

Недвижимость в Крыму: Как фотографировать недвижимость? Советы от топового фотографа Крыма

С вами ваш гид по недвижимости Ксения Шварц. И у нас с вами сегодня очень интересный гость, и у нас очень интересное видео. Хочу представить: это Андрей Мороз. Это профессиональный фотограф. И не просто фотограф, а фотограф, который специализируется на недвижимости.

С Андреем мы встретились, очень долго беседовали по этому поводу. И Андрей мне рассказывал очень много разных фишек по поводу того, как правильно снимать фотографию, зачем агентствам недвижимости, и вообще людям, которые хотят продать свою недвижимость, нужна качественная фотография, для того чтобы выставить ее в те же самые объявления. Он так это всё с захлёбом рассказывал, что я просто не сдержалась, мы сейчас включили камеру, для того чтобы вместе с вами обсудить вот этот момент, – насколько хорошая, качественная фотография объекта недвижимости влияет на его продажу. Присоединяйтесь к нашему столу, для того чтобы узнать самое интересное.

– Привет, Андрей, еще раз.

– Привет.

– Скажи, пожалуйста. Ну, ты фотограф. И не просто фотограф, а фотограф в области недвижимости. Как ты дошел до такого?

– Уже 2 года как.

– Уже 2 года как. Как ты дошел до такого? почему ты решил переключить с обычной фотографии именно на недвижимость? Устал смотреть на Авито уродские фотографии?

– Нет, не совсем так. Фотография – она в принципе интересна, не только недвижимости. Но с точки зрения недвижимости все произошло случайно. Его величество случай очень важен, в том числе и в фотографии. Поэтому вот, 2 года я этим занимаюсь, и свои, наверное, лучшие фотографии еще не сделал, но, тем не менее, мне это очень нравится, и это позволяет продолжать этим заниматься.

– А вот когда ты открываешь, ну, самый стандартный источник – это Авито, и видишь там ужасные, плохие фотографии, снятые на мыльницу, что ты при этом?..

– Свои первые фотографии, касаемые недвижимости… Вообще еще самые первые фотографии я сделал, мне было лет 7. Я еще заправлял бачок, красная комната, фонарь. А фотографии недвижимости – абсолютно случайно, это было за границей, кстати, на Кипре я сделал фотки. И также это было абсолютно случайно, они были необходимы. И тогда я первый раз посмотрел, как продают недвижимость капиталисты. То есть как англичане (я говорю о Северном Кипре), у которых достаточно большое количество агентств, какой контент выставляют они. Там невозможно, чтобы фотография была некрасивая у агентства. Конечно же, в первую очередь, это имиджевая, для самого агентства, низкого уровня оно не позволит себе это выставить. Ну, а второе – это то, о чем мы с тобой говорили, – та самая пресловутая конверсия. И вот она делает фотографию. И то, что мы с тобой уже говорили, – это 2 года назад те фотографии, тот контент, который был на Циано, Авито, – он значительно стал более качественный.

– То есть за последние годы все-таки изменилась ситуация?

– Конечно, он изменился, он улучшается, то есть есть хорошие ребята, хорошие фотографии хороших ребят есть, те, которые мне нравятся. Но потихоньку это набирает. То есть потихоньку появляются частные заказы, те люди, которые сами продают квартиру, они просто сами звонят, и уже понимают, что они хотят как-то выглядеть в рынке. Выглядеть конкурентными на этих маркетплейсах, на этих Авито, на тех площадках, которые предоставляют услугу продажи, сдачи в аренду. Конечно же, отель, который выставляет себя на Букинге, там крайне редко увидишь плохие фотографии. Это потихонечку доходит уже и до продажи и сдачи обычной недвижимости.

– Ты работаешь сейчас не только с частными лицами, но и с достаточно крупными агентствами недвижимости. Как, вообще, за год? Видно, что поменялось качество фотографий, да? Но как вообще агентства все-таки – чаще стали реагировать, больше заказов приходит, допустим, по сравнению с прошлым годом?

– Нет, заказов приходит, конечно же, больше, невзирая на то, что год у нас прошлый и год, как-то с пандемией связанный, тем не менее, они есть, заказы. Есть своя сезонность, в частности, я назвал сейчас бы это сезон, потому что многие резорты там, гостишки, они готовятся к сезону, в том числе, готовятся себя продвигать. Есть в этом плане тоже заказы. Они, конечно, в этом плане более интересны, чем просто продажа недвижимости, потому что немножко другой подход, и даже фотографии немного другие. Если это, например, фотографии для Авито, то, что мы с тобой говорили о стиле, – там стиль, у фотографа стиль. Вот как мне кажется, может быть, я ошибаюсь, но я делаю сейчас именно так, – я делаю фотографии плоскими. Ну, то есть 75 % + пользователей площадок – они пользуются не компьютером, то есть они пользуются телефоном, планшетом. То есть фотографии должны быть более светлыми, более яркими, и не с такими глубокими тенями, если это интересно, чем, например, для Букинга. Но, опять же, это мой выведенный рецепт, но вроде бы он работает. По крайней мере, я на это очень надеюсь.

– Андрей, ну вот скажи, пожалуйста, самые часто допускаемые ошибки. Вот даже если я – обычный обыватель, у меня нет денег на фотографа… Мы, кстати, с вами цены разберем, но чуть попозже. А вот все-таки – что ты можешь посоветовать обычному обывателю, который каждый день этим не занимается, но хотя бы какие-то, может быть, ошибки.

– Мое глубокое мнение… Но, опять же, это мое мнение, что я всегда в своих фотографиях сохраняю геометрию. То есть для меня это очень важно, чтобы вертикальные линии, то есть те, например, которые сейчас люди видят в картинке, они перпендикулярны земле и параллельны друг другу. Я считаю, что эти фотографии лучше заходят на этих маркетплейсах. Хотя есть ребята, которые делают с заваливанием, и они смотрятся достаточно органично, но, тем не менее, это не фотографии, как мне кажется, для того чтобы продавать и увеличивать вот ту самую конверсию.

– А что именно продает в фотографии?

– Это если бы рецепт кто-то знал, то он был бы очень великим. Тут этого никто не знает, но я говорю свои наблюдения. Я, конечно же, делаю их плоскими, соблюдаю геометрию. И обязательно фотография – она не только в недвижимости, везде очень ценится, когда она уравновешена. То есть если ты смотришь на фотографию, представишь, что это картина висит, ты представляешь как бы гвоздик, который в самом верху. И вот если она висит на одном гвоздике, она не должна заваливаться, она должна себя уравновешивать. Вот, как, например, эта картина или эта. Это проще воспринимается нашим мозгом, и эти фотографии проще смотреть.

– А как фотограф, выезжая на объект, ну, пусть на обычную квартиру, и если там человек, допустим, живет, да? У него есть там определенные свои личные вещи. Вот как фотограф, как ты поступаешь с этим?

– Я скидываю ему статейку, как подготовить квартиру.

– А, то есть, мы все-таки квартиру готовим, получается?

– Сто пятьдесят процентов, потому что это 50+ процентов успеха.

– Мы все равно, могу быть откровенным, мы фотографируем все равно то, что находится в квартире. Да, чистая геометрия – какие-то там квартиры, дома под отделку, но в любом случае мы фотографируем интерьер. Как бы мы это ни называли. И если там хлам и беспорядок, то она не зайдет фотография, по итогу.

– Какой бы хороший фотограф не был.

– Да, всегда яркие пятна, все говорят, что уберите яркие пятна.

– А это что значит – яркие пятна? Ты имеешь в виду свет из окна или что?

– Красное полотенце висит.

– А, ты вот это имеешь в виду. Яркие пятна в вещах именно.

– В вещах, на кухне, мыло какое-то.

– То есть яркие пятна, наоборот, портят фотографию?

– Конечно. Они ее делают негармоничной.

– Скажем так. В Инстаграме я всегда привожу такой пример. Вот ты же так листаешь фотки, и ты вот так, штуки 3 за секунду. И потом вдруг ты – раз, и почему-то задержалась и секунду на нее посмотрела. Значит, там сделали что-то так, что привлекло внимание. Здесь такой же принцип. То есть там если там такое, что хоп, быстрее пролистнуть, то она не годится.

– То есть ценность фотографии именно в том, чтобы захватить внимание первоначально, правильно?

– Особенно в недвижимости. Конечно.

– А потом чтобы человек остановился и почитал текст.

– Чтобы она ему понравилась. Он же все равно задает какой-то фильтр – двухкомнатная, район Москольца, не знаю.

– Андрей, скажи, пожалуйста, вы вот с агентствами недвижимости вообще вот анализировали, как фотография улучшает, увеличивает конверсию? То есть насколько?

– Я скажу, что я прямой вопрос не задавал, но я уверен, что анализируют.

– Почему? Потому что больше заказывают? Чаще заказывают? Цель работы любого агентства – это монетизация, правильно? Получение прибыли. Поэтому когда они тратят деньги, они должны понимать, за что они платят фотографу. Для чего они платят фотографу. Если просто для красоты – имеет место на жизнь. Нет, я считаю, что это очень правильно, мне кажется, что недопустимо, если агентство, которое называет себя агентством и свой имидж блюдет, то оно не может выставить перекошенные двери с грязным унитазом, и показывать это публике, и еще это продавать. Но агентства, в основном, конечно же, считают свою конверсию. Они считают свои деньги. То есть если фотография приносит конверсию, если, увидели фотографию 100 человек, и перезвонило 20+, это уже очень хорошо. Если не перезвонило, значит, очень плохо. Это тоже такая своеобразная… Ну, во-первых, это услуга. То есть кроме того, что ты должен предоставлять хороший материал, в итоге, но ты должен быть пунктуальным, вовремя выдавать свою работу. То есть я знаю, что мы все, фотографы, часто страдаем тем, что фотографию через неделю, а реально там через 10 дней. То есть предоставляешь услугу – ты должен предоставлять качественно. Это для агентства важно. Это я как советы. Прыгаю с совета на совет.

– Что входит в обычный стандартный продающий пакет? То есть, я так понимаю, это видеосъемка, фотография.

– Нет, это у каждого все достаточно индивидуально. И если это видео, оно…

– Но вот ты как человек, который специализируется именно на фотографии недвижимости. Все равно же есть пакет, который ты рекомендовал бы сделать кроме фотографий, какие-то еще, возможно, дополнительные моменты.

– Ну, в некоторых случаях это абсолютно очевидно, если там участок, не знаю, 4 гектара в Алуште – ну какая фотография? Пришли сфотографировали линию горизонта, тут земля, тут небо?

– То есть в данном случае фотография не помогает?

– В данном случае должны быть только фотография с воздуха, с дрона, чтобы можно было видеть планом, чтобы это можно было видеть в перспективе. Если продается дом, и он находится в непосредственной близости от моря, то конечно, он должен быть с ракурсом моря. Он должен и показывать какие-то те ништяки, которые, как правило, пишет потом агент: вот это вот близко – детская площадка, или я не знаю, что.

– То есть фотография чем больше передается один шот за одну фотографию, тем лучше.

– Да, кстати, а что с участком нам поможет, кроме фотографии?

– Ну, видосы – они всегда, как мы говорили, они всегда лучше на выдаче. То есть, насколько я знаю, даже в алгоритмах Авито. Если объявления с видео, они на выдаче лучше выдаются, чем объявления без видео. То есть это такой тренд, который вот только-только набирает… Опять же, я иногда возвращаюсь, просматриваю объявления англичан на Северном Кипре, – у них обязательно. То есть маленький минутный ролик, но обязательно. Для тяжелых, дорогих объектов – это уже более такие сложные работы, как панорамное фото или 3D-туры. Но 3D-туры – это если вилла стоит 11 миллионов фунтов, то человеку лететь показывать ее смысла нет, он может посмотреть всё в 3D-туре. И 9 из 10 будут понимать – его это или не его.

Мы вот еще с тобой говорили о том, что любой объект недвижимости, даже в каких-то стандартных планировках, он все равно индивидуален. Это этажность, вид из окна, соседи. То есть он имеет все равно какую-то индивидуальность. В отличие, например, от автомобиля, который имеет свои технические характеристики. То есть квартира – это такой объект продажи, в который покупатель должен потенциально влюбиться. Он должен запасть, он должен там уцепиться. Да, кто-то там за цену цепляется, кто-то – за великолепный вид, но у человека должен быть вот этот вау-эффект, в том числе, очень много – благодаря его первому впечатлению, когда он видит фотографию.

Ну, и конкуренция контента. Приятней смотреть и читать объявления с хорошим контентом, а не с половой.

– Андрей, ну вот давай немножко поиграем с тобой.

– Давай.

– Немножко поиграем. Я тебе буду называть объект недвижимости, и задачу тебе как фотографу ставлю, что мне нужны фотографии именно для объявлений. Циан, Яндекс-недвижимость, Авито, неважно. И фотографий будет у нас всего лишь 5. То есть для объявлений мне нужно всего 5 фотографий. Я тебе называю объект недвижимости, а ты скажи, как фотограф, какие именно 5 фотографий ты бы снял в данном случае?

– Ну смотри, фотки я все равно, когда фотографирую с ребятами с агентами, я всегда их прошу, что вообще не обязательно, и вообще не стоит выкладывать фотографии в объявления, особенно в заглавные фотографии, которые там, например, очень четко передают планировку квартиры. Я всегда говорю: «Выкладывайте фотографии, которые вау», ну, такая офигенная геометрия, которая прикольная. Мы их все фотографируем и делаем на этой локации, то есть мы никого не обманываем. Хотя, конечно же, люди приходят и говорят: «Слушай, ну фотки были классными, но оно на фотографиях как-то лучше, чем в жизни».

– Кстати, тоже может быть такое.

– Такое бывает, но я это считаю, наоборот, как некую похвалу.

– Так для фотографа это похвала?

– Да.

– Но как для агента, я бы сказала, что это печально.

– Почему?

– Ну, это пустые показы. Человек едет на то, что он хочет лучшее. То есть он видит хорошее что-то, едет туда и видит какие-то косяки.

– Ну, это спорный вопрос. Лучше, чтобы у агента вообще не было звонков? Но его же учат уже дальше. Это же его задача – продать, влюбить, найти какие-то потребности, не знаю. Это же его история уже.

– Допускаю.

– Наша задача – дать ему вот те самые звонки. Если их нет… Да, он может поговорить и сказать: «Слушайте, это не для вас».

– Ну, понятно. Знаешь, в данном случае, в этой нашей с тобой игре, меня интересует, какие именно фотографии бы ты сделал. То есть: где из окна, где сверху, где снизу. Вот давай просто попробуем.

– Интересно.

– Первая задача – это обычная однокомнатная квартира на 7 этаже, 40 квадратных метров, с мебелью и с техникой, с видом на море. 5 фотографий, какие ты сделаешь? Допустим, мы подготовили ее к продаже.

– Слушай, я, если честно, не планирую – вот я там выйду, и буду фотографировать из этого угла, с каким-то ракурсом. Нет, я прихожу на объект, но у меня уже такой огромный опыт, что я уже вижу. То есть я прихожу, я, если честно, фотографирую очень быстро. То есть иногда я бываю не первым фотографом, который приходит. То есть до меня уже там приходили, фотографировали. И мне говорят: «Послушайте, тут до вас приходил человек такой, с лампой, мы полтора часа ходили, что-то там таскали. И у нас как-то оно так не зашло, всё очень плохо, бабушка ругалась. А вы пришли здесь, 20 минут – и всё, уходите?» Но смысл просто в опыте. Я уже просто вижу, как это сфотографировать классно. То есть я вижу, как классно. То есть я делаю всегда очень много контента. Почему? потому что все равно он индивидуален. То есть я не делаю 5 фотографий, и не делаю 15. Хотя конечно, в своем объявлении минимальный, как ты говоришь, самый маленький пакет на однокомнатную квартиру, я всегда пишу: 15+ фоток. Но я всегда их делаю 20–30, чтобы у человека была возможность, во-первых, по своему вкусу что-то закинуть. Да, я ему могу сказать: «Слушай, выставляй вот это. Вот оно зайдет. Пусть оно там повисит неделю, ты посмотришь статистику, поменяй потом».

Я всегда делаю контента много, и я не могу так сказать, что надо там сделать вид из окна. Конечно, если это там дом отдыха, Аю-Даг, и ты фотографируешь его, и он стоит на море, тебе надо показать, что вот она спальня, и тебе надо показать, что есть вид из окна, вид в море. Это, кстати, очень сложно совместить, чтобы и светлая спальня была, в светах, и чтобы был вид. Из окна всегда пересвет.

– Ну, вот не получилось у нас, к сожалению, с Андреем поиграть. Я хотела посмотреть, поизучать как раз со стороны именно обычного потребителя. Вот мне надо, нет у меня денег на фотографа, хочу снять 5 фотографий на объявление, какие они должны быть?

– Сними 200 фотографий с ракурсов, которые ты можешь только напридумывать. Дальше дай своей жене, папе, маме, пусть они выберут, скажут: «Слушай, вот это дерьмовые, вот это классные». Будет такая фокус-группа.

– То есть нет каких-то определенных правил, все это рождается в момент, когда ты на объекте.

– Собственно ракурс – да. Ну, правила, как я и говорил, если я разношу… не знаю, если это понятно, то есть чем больше тени, тем глубже фотография. То есть я ее делаю плоской. У меня разница между светами и тенями – я ее всегда нивелирую, делаю светлой фотографию. Она всегда выделяется, прикольнее всегда. Ну, я не знаю, я когда-то учился в детстве, еще в Артеке фотокружок, нам всегда говорили: немножко притенять края. Я их всегда притеняю. То есть всегда уравновешенная фотка, и геометрия.

– А фотографии ты отдаешь обработанные уже? Только после постпродакшен. Очень часто люди не понимают, что там делаешь на посте. То есть ты пришел, пофоткал, нажал на кнопку, взял бабки. То есть как-то смотрится: ну, ты же фотографируешь…

– То есть основная работа фотографа – это в монтаже все-таки?

– Ну, не в монтаже, в постпродакшене. Это то, когда ты делаешь из ROW-файла (из сырого файла) ты делаешь конечную фотку. То, что в фотоаппарате, и то, что получается по итогу, – разные вещи. И фотограф – в чем его профессионализм? Это, во-первых, в технике.

– Техника важна, опять же?

– Очень, да. Те ребята, которые фотографируют, они, конечно же, понимают, что это должна быть широкоугольная линза хорошая. Это, конечно же, фулл-фрейм должен быть обязательно, то есть не на маленькую кропнутую матрицу, которая будет «шуметь». Как правило, фотографируешь в достаточно темных помещениях, то есть накручиваешь ISO, потом шум. Там есть свои нюансы, но тот, кто фотографирует, они это все понимают, знают. Фотография все равно проходит постпродакшен, проходит постобработку. И в этом также виден всегда стиль.

– Скажи пожалуйста, чтобы предуберечь наших зрителей от ошибок. Вот человек может сказать: «Я фотограф», и неважно, что я фотографирую, – природу, людей. И опять же, я как заказчик, думаю: «Вот он, фотограф, по-любому у него хорошая техника, пусть выедет и сфотографирует мне квартиру. Вот скажи, все-таки есть ошибка в том, что человек, фотограф, не специализирован именно на недвижимости. Или даже человек, который фотографирует природу…

– Когда-то был такой Анри Картье-Брессон, вот  он говорил: «Ваши худшие фотографии – это первые 10 тысяч фотографий». Кстати, он это сказал до того… я не помню, был такой публицист в журнале «Нью-Йоркер», он написал вот эту известную вещь, которую мы… Она, по-моему, «Таймсом» была признана как лучший бестселлер всех времен и народов, это по поводу гениальности. Ну, смысл, посыл его мы все знаем, что 10 тысяч часов, если ты провел 10 тысяч часов, занимаясь чем-то, ты станешь очень крутым специалистом в этом деле. То есть если ты сел, и 10 тысяч часов провел за пианино, ты будешь классным музыкантом. Вопрос только в том, сможешь ли ты заставить себя сидеть и заниматься. 10 тысяч часов.

– Ну, в фотографии это сколько – 10 тысяч часов? Это не один год получается.

– 10–12 лет. Я считал.

– Тут тоже, кстати, есть фишка по поводу того, что ты говоришь. Когда это обсуждалось – про эти 10 тысяч часов, это имелся в виду очень узкий специалист в очень конкурентной области. То есть стать лучшим.

– Да.

– Ну, не обязательно.

– В фотографии тот, кто фотографирует свадьбы, он может фотографировать недвижимость. Тот, кто фотографирует недвижимость, он может фотографировать свадьбу. И тот, и тот понимает, что такое компоновка и композиция кадра. И тот, и тот понимает, что такое (утрированно) ГРИП, что такое выдержка и диафрагма. Но тот, кто отфотографировал в своей жизни сто первую свадьбу, и соревноваться с ним тому молодому человеку, который фотографирует десятую, хотя оба они специалисты, достаточно тяжеловато.

– Все-таки надо нанимать фотографа, который именно на недвижимости специализируется? Качественный контент будет?

– Да-да-да. Это быстрее и проще. Мы общаемся, фотографы, у меня есть такой близкий приятель, очень классный фотограф, он фотографирует предметку. Предметку, и если по Пушкина пройти и зайти в кафе, то там практически вся еда в меню классно сфотографирована им. И как-то мы сидели, он говорит: «Слушай, я давеча поехал фотографировать недвижимость. И я так намучался, я плюнул, и зарекся, и никогда этим не буду заниматься».

– То есть это не только беда для заказчика, это еще и беда для фотографа, который не умеет это делать.

– Нет, он добежит, намучается, будет это дольше фотографировать, на посту проведет там лишние 2-3-4 часа, он сделает, конечно, но… Я тоже помню первый свой коммерческий заказ, мне, по-моему, надо было на посту фотографий 100 сделать. Я, помню, сидел, дня три, делал эти фотографии, каждую, это было достаточно… То есть опыт, только опыт.

– Андрей, давай все-таки еще по ошибкам поговорим. Вот все равно же ты листаешь, видишь все эти фотографии по недвижимости, ну скажи, что такое, когда тебе прямо плакать хочется от того, когда ты видишь эту фотку, и говоришь: «Ребята…» Ну, я поняла уже это, когда крышка унитаза открыта.

– Не-не-не, это есть какие-то правила, я знаю, что агентства их доводят до агентов, это крышка унитаза, отсутствие животных в кадре, людей. Хотя мне очень нравится иногда, когда вписывается кот.

– Наоборот.

– Да, но это как бы считается плохим тоном.

– Ну да, тут видишь – для агентств по недвижимости это одно, понятно, что у них есть свои правила, свои какие-то регламенты и понимание. Меня сейчас больше интересуют обычные люди, потому что заплатить риелтору, ну, извини меня, 3–5 % от своего объекта, это может быть и 150, и 400 тысяч рублей. Почему бы самому не вызвать фотографа за определенные деньги, за меньшие?

– Ну, сейчас тенденция такая, что многие так делают, просто вызывают фотографа. Читают, как пишут объявления.

– Вот, и я хотела как раз узнать вот эти ошибки, которые ты просто смотришь на фотки и плачешь, когда смотришь. Хотя бы три-пять штук.

– Самые такие режут ошибки – ну, скажем, так: сфотографировать красивую недвижимость, сфотографировать красивый интерьер не так сложно, как красиво сфотографировать некрасивый. Как правило, расстраивает, когда все вроде бы хорошо внутри, а сфотано по-уродски.

– Печально.

– Печаль. И наоборот, нравится, когда вроде бы простой домик такой выставляют, то есть он абсолютно банальный, ему лет 600 уже, этому дому, и белили его там лет 20 назад, но в сумме это подали вот очень хорошо. Есть, опять же, такая у фотографов притча. Трех фотографов один из каких-то, скажем там, африканских правителей попросил сделать ему фотографию. Или художников, можно сказать.

– Анекдот от фотографа.

– При этом он был маленького роста, с кривыми ногами, с одним глазом. Один художник его нарисовал с двумя глазами, высоким, стройным, без живота, и это был фейк, это была неправда. То есть работу не акцептировали. Смысл в итоге в том, что один из художников посадил его на коня, тем самым скрыв его низкий рост и кривые ноги, сфотографировал его в профиль и в военной форме, которая убирала его живот, и не было видно, что у него один глаз не видит. То есть просто был выбран правильный ракурс, а все было сделано честно. Так же и в недвижимости, в этих фотках, Вот иногда отдаешь материал, и люди говорят: «Слушайте, ну, мы не узнаем. Мы не узнаем – что, вот это наша квартира такая красивая, оказывается?» Но фотографии же делаю в квартире, я же их не рисую, я все равно прихожу в эту квартиру, делаю эти фотографии. Да, конечно же, я стараюсь показать красиво. И это прикольно, и рекламаций не было. То есть всем нравится. И меня это очень подстегивает, что всем очень нравится в итоге то, что они получают. Хотя иногда приезжаешь – достаточно скептично, очень скептично. 

–  А зачем, я и сам могу на свою мыльницу сфотографировать.

– «Зачем? Я и сам могу. Мне жена сказала…»

– Это вообще недорого.

– То есть мы пришли к цене. Я понимаю, вы сидите и думаете – ну, сколько стоит фотография? Андрей, сколько стоит сфотографировать однокомнатную квартиру?

– Я скажу не столько о цене. Ну, смотрите, помним все эру бесплатных объявлений, правильно? Пошел, написал, газета, ее раздают, оно рекламирует. Но сейчас ни у кого даже… На Циане выставил, да, там повисело оно какое-то время, или на Авито, – месяц оно повисело, а дальше ты обязан заплатить, чтобы оно висело. То есть у нас сформировалась культура, что за это нужно платить. Ну, вот раньше же за это не платили. Потом за это стали брать деньги, это было – как это так? Здесь тоже сейчас ломается этот стереотип, когда пришел какой-то чувак, нажал на кнопку, еще взял деньги. Слушайте, ну я сам, у всех же есть телефоны. Но сейчас люди понимают, что если ты платишь за объявление, то желательно, чтобы это объявление импонировало гораздо большему количеству тех людей, которые его смотрят.

А что к самому интересному, как надо показать, – вот тут можно зайти по ссылочке посмотреть, цены все очень расписаны. Чтобы сказать в эфир, допустим, стоимость – я выехал и сфотографировал квартиру, небольшую квартиру 70 квадратов минус и меньше, это стоит 700 рублей. Цена вопроса.

– 700 рублей – фотография квартиры?

– Не фотография, а сет.

– Сет. Сет на квартиру? Без обработки, с обработкой?

– Это с постпродакшеном, со всем, на следующий день. То есть небольшая квартира до 70 квадратных метров обойдется в 700 рублей.

– 700 рублей. Отлично. Послушайте, ребята, может, стоит потратить лишние 700 рублей тире 1000, для того, чтобы сделать хорошие, качественные фотографии на Авито?

– За которые будет не стыдно.

– За которые вам будет не стыдно. Тем более Андрей сам приедет, все сделает, а вам уже даст готовый материал полностью на руки. Если вы захотите ознакомиться с более подробным прайсом, потому что у Андрея там есть действительно, пакеты определенные, и видеосъемка.

– Под каждый тип недвижимости, которые существуют.

– И видеосъемка дополнительно, и еще раз всякие…

– Ништяки.

– Ништяки, да. Так что заходите по ссылке ниже, это будет информация о нем. Также будет приложен телефон. Я за то, чтобы люди за 1000 рублей получали качественные фотографии.

– За которые им не будет стыдно.

– Ну, ты меня удивил сейчас с ценами, потому что все-таки даже мне, в моей голове… Нет, я-то понимаю, сколько мы платим Андрею, у нас свои отношения. Но как точечный заказ, я почему-то думала, что стоит гораздо дороже, ну, допустим, 3–5, да и даже больше, наверное.

– Нет. Был период в моей жизни большой, я занимался юриспруденцией, вот адвокату иногда положено предоставлять свои услуги бесплатно. Мне не дадут соврать ребята, которые занимаются программированием, – без менторства ты из юниоров не вырастешь. То есть ты должен уже кого-то воспитывать. Здесь так же. Мне очень нравится, что с каждым… днем не скажу, но с каждым месяцем вот эта вот та самая культура… Ну, раньше ж мы… То есть сегодня в обществе нельзя появиться с гнилыми зубами, да? Поэтому у нас процветают стоматологи. Но общество воспиталось, дошло, пришло к этому. Здесь так же, общество придет к тому, что…

– Мы все-таки улучшим свой контент.

– Да.

– И я вот верю, знаю, что так будет, я смотрю вот тенденции мировые – мы их все повторяем. Мы все повторяем. То есть я говорю, что лет 5–6 назад уже невозможно было в иностранном агентстве выставить непрофессиональные фотографии. Ну, вот невозможно. У нас до сих пор это возможно. Но мы придем к тому, что…

– К эталону. Ну, это уже устаревает, то есть люди до этого доходят постепенно.

– Да. И рынок к этому толкает. Ну, когда твое…

– Одна и та же квартира у тебя и у соседа.

– Когда у тебя вроде бы и лучше квартира, ты вроде бы и цену пониже выставил, а почему-то ходят показывают к соседу, у которого всё похуже, и ремонт там не делался 20 лет, они не понимают, что же происходит.

– А весь секрет-то в том, чтобы изначально захватить внимание и получить хорошую фотографию.

– В том числе и фотографии, конечно.

– Но я до сих пор, кстати, встречаю часто, объявления вообще без фотографий.

– Это где?

– Ну, на тех же самых сайтах по продаже недвижимости. Частные.

– Это частные, на которых можно посмотреть постфактум рекламу, или вообще ее нет?

– Ну, там есть только описание, и нет никакой вообще визуализации.

– Ну, наверное, продается.

– Думаешь?

– Не уверен.

– Мне кажется, не продается. Тяжело.

– Ну, сейчас какой бы ты фильтр ни ставил, тебе на несколько страниц высыпет. Даже если в нашем небольшом городе Симферополе ты задаешь какой-то там параметр в поиске квартиры, тебе высыпает их ух, какое количество.

– И где-то там одна из твоих, которую ты продаешь.

– И ты сразу должен обратить на себя внимание благодаря первым красивым фотографиям.

– Ну, сам же ты листаешь, когда ищешь себе квартиру. Так же и твою смотрят, как ты ищешь, так и твою ищут. Ты же тоже обращаешь внимание на то, что симпатично, тогда ты начинаешь читать.

– Согласна с тобой. Есть что тебе добавить? Какой-то посыл дать нашим зрителям?

– Добра. Пользуйтесь услугами только профессионалов, и всё сложится так, как должно сложиться.

– Друзья, я с Андреем полностью согласна, 1000 рублей в нашем мире – это не деньги, даже 700, получается. А хорошие фотографии, которые помогут продать вашу недвижимость, – это важно на сегодняшний день. И также хочу посоветовать это делать не только агентствам недвижимости. Ну, агентства недвижимости, понятно, крупные, у них есть либо в штате кто-то, либо они берут на аутсорсингах. Но если есть много частных риелторов, у которых не так много анкет…

– Они тоже звонят. Но частные небольшие квартиры сами фотографируют. Но небольшие агентства либо индивидуальные предприниматели, они, конечно же, если это крупный объект или база какая-то, они уже прибегают тоже, тоже сами не фотографируют.

– И последний вопрос: ты работаешь только в Симферополе?

– Нет, конечно же. По всему Крыму, он не такой большой.

– Ну, это вообще замечательно.

– Вот сказать «Я работаю по всей Москве». Это, наверное, круче, чем «Я работаю по всему Крыму». Москва побольше. Крым просто супер, и рынок здесь этот мне тоже очень нравится, связанный с недвижимостью. Он очень интересный, не такой, может быть, профессиональный, как в Москве, но такой, на кончиках пальцев, он приятный.

– А ты сам вообще местный житель Крыма? Или ты все-таки приехал откуда-то?

– С 95-го года в Крыму.

– Достаточно давно уже.

– Да.

– Друзья, я очень рада, что вы присоединились к нашему разговору, я очень надеюсь, что вы узнали какие-то интересные моменты, которые вам в дальнейшем пригодятся. Мы с вами увидимся в следующих видеороликах. А нас с Андреем ждет вкусный ужин, который нам уже несут, за камерой стоит официант. Так что нам пора заканчивать. А мы с вами увидимся. С Андреем, я надеюсь, вы увидитесь уже на своих объектах, а со мной – в новых роликах.

Всё, до новых встреч! С вами была Ксения Шварц, ваш гид по недвижимости. И Андрей Мороз, профессиональный фотограф в области недвижимости.

Добавить комментарий